Вера в наказующих богов, озабоченных человеческой моралью, лежит в основе практически всех популярных мировых религий. Ученые проанализировали, как и когда возникли такие верования у разных народов.
Психология общественного мышления в данном случае работала вдогонку, с удивлением обнаружили исследователи: не вера в богов производила комплексные сообщества людей, а как раз наоборот. Когда общество становилось комплексным, появлялись верования в наказующие высшие существа.
«Большие боги» — причина или следствие?
Группа ученых из разных стран исследовала роль «больших богов» в формировании крупных и сложно организованных обществ.
Под «большими богами» имеются в виду морализирующие божества, наказывающие людей за безнравственные поступки.
До сих пор в науке преобладала точка зрения, что причиной развития сложных обществ была именно вера в больших богов.
Однако ученые, основываясь на крупной базе данных, показали, что вера в морализующих богов – не причина, а следствие социальной эволюции.
В процессе работы исследователи широко использовали статистическую и иную информацию из базы данных Seshat: Global History — это самое полное и постоянно растущее собрание данных по мировой истории.
В Seshat содержится примерно 300 000 материалов, посвященных религии, общественным системам и другим особенностям 500 цивилизаций на протяжении последних 10 000 лет.
«Веками ученые обсуждали вопрос, почему люди разного происхождения, не состоящие в родстве, собираются в большие коллективы и сотрудничают между собой», – пояснил директор и один из авторов Seshat Питер Турчин, специалист по статистике и социологии из Университета Коннектикута и Венского центра науки о сложных системах.
Что побуждало их объединяться? Экономические стимулы? Военная угроза со стороны враждебных племен? Или вера в веление свыше?
Не боги горшки обжигают
Теория больших богов исходит из того, что решающее значение имела религия. По мнению сторонников этой теории, люди сотрудничают из страха перед высшими существами. Они убеждены, что если не будут исполнять веления высших существ, то подвергнутся наказанию.
«К нашему удивлению, полученные нами результаты не соответствуют этой теории, – сказал соавтор исследования Харви Уайтхаус. – Почти во всех обществах, по которым мы располагаем информацией, морализирующие боги обычно появляются вследствие роста социальной сложности, а не являются ее причиной».
Более того, социальные обряды возникали за многие века до веры в высших существ, заботящихся о человеческой нравственности.
Такие обряды порождают чувство сопричастности к сообществу, которое и побуждает людей сотрудничать.
«Результаты исследования демонстрируют, что осознание коллективом себя как единого целого имеет более важное значение для сотрудничества в обществе, чем религиозная вера», – заявил Харви Уайтхаус.
Результаты исследования были опубликованы в журнале Nature.
Seshat – супербаза данных
Из-за отсутствия систематизированных статистических данных по мировой истории ранее ученым было трудно разобраться, где причина, а где следствие.
Чтобы решить эту проблему, в 2011 году Питер Турчин, Харви Уайтхаус и Питер Франсуа из Оксфорда создали Seshat – это огромная база данных, содержащая информацию по истории, археологии, антропологии, социологии и статистике, позволяющая любому ученому добавить новую информацию (полученную в результате раскопок, например).
Множество специалистов из разных стран мира собрали подробные данные об общественных системах, религиях и традициях из сотен цивилизаций и государств, начиная с эпохи неолита.
Для определения уровня общественного развития используются данные по количеству населения, территории, структуре административного управления и информационным системам.
Уровень развития религии оценивается по наличию или отсутствию веры в больших богов, диктующих людям моральные кодексы, а также по частоте и единообразию религиозных обрядов.
Теории истории через призму Seshat
«Seshat предоставляет исследователям возможность анализировать самые разнообразные данные по общественным системам, религиям, войнам, сельскому хозяйству и прочим сферам человеческой культуры, меняющимся во времени и пространстве, – разъяснил Питер Франсуа. – Как только база данных будет готова, мы проработаем большой список теорий об истории человечества».
В этот список входят и конкурирующие теории о том, как и почему люди эволюционировали в направлении сотрудничества в крупных многомиллионных обществах.
«Seshat – это уникальное сотрудничество историков, археологов, антропологов, эволюционистов, математиков и специалистов по компьютерам, – сказал Патрик Сэвидж, один из авторов статьи. – Оно демонстрирует, как крупные базы данных могут совершить революционный переворот в изучении истории человечества».
Итак, еще одна популярная историческая теория не подтвердилась. Оказывается, вовсе не вера в морализующих богов объединила людей и помогла им создать развитые сообщества, а наоборот, крупные сообщества со временем продуцировали веру в высших существ, которые неустанно ведут мониторинг деяний, как хороших, так и плохих.
- Эволюция жизни на Земле: понять значит принять?
- Что случилось 66 миллионов лет назад, когда вымерли динозавры
- Как на Земле появился человек? Событие, которое изменило жизнь на Земле
- Как появилась жизнь на Земле. Секретные материалы ученых
Share this article
Когда то в накануне 2000 года все начали говорит о каких то рептилоидах и о конце света. Моя детская психика вся была в ужасе, как я думала, что больше не будем мы жить в этом мире и после всего я собралась с силами бороться с пришельцами, если придут – буду спасать родных)) Собрала очень интересные виды оружия – магнит, рогатка и много интересных простых камней. Первые опыты я делала с магнитом, вот пришельцы пришли и образы как железные шурупы, а я их буду собирать магнитом и потом с помощью рогатки буду стрелять этот магнит в космос. А вот камни для… Read more »
Было интересно почитать про веру, духовное развитие я всегда приветствовала. Я верующая, с самого детства я заметила, что вера идёт от семьи и от коллектива. Если родители у ребёнка верующие,то чаще всего ребёнок склонялся к вере родителей. Если же родители атеисты, то и ребёнок соответственно. Правда жизни… А так, тема очень актуальная, есть над чем поразмышлять.
Религия, безусловно, является важной частью истории человечества. Мне нравится, что вывод статьи объективен и по фактам: не отрицается роль религии вообще. При этом прям подняли мою веру в человечество. Я думаю, чем прогрессивнее общество, тем меньше оно нуждается в богах и всем подобном.
А я перед экзаменами всегда молюсь норвежским богам. Не знаю, почему именно норвежским, но они мне лучше всех помогают. Отзывчивые ребята! Если весь университет последует моему примеру, то нас тоже можно будет анализировать.
Замечательная статья! Никогда не верила в Богов, которые наказывают и являются надзирателями поведения, поступков и нравственности, и всегда четко разделяю официальную религию и Веру. Если обратиться к корням, то славяне так называются потому что СЛАВИЛИ Богов, а не боялись их. Действительно, с ростом государства требовалась сдерживающая сила – помимо правоохранительных органов. Еще и со времен Древнего Египта. И чтобы сдерживала именно морально- к каждому же не приставишь полицейского/опричника/милиционера. Нужен был внутренний сдерживающий фактор. И эту роль взяла на себя религия, причем чем моложе религия, тем больше запретов и больше у нее фанатиков , и строже наказание. Это наглядно видно при… Read more »
Вера в какой-то степени уравновешивает психику.Просишь Бога и веришь,что поможет,как никто другой.Меньше нервничаешь,надеешься.
Изменения в обществе всегда предшествуют формальным изменениям. Религия в данном случае выступает формой, а ее обряды и устои – социальными нормами. Даже мелкая детализация проведения народных праздников в каждой отдельной семье – это эволюция веры в Богов.
Мое внутреннее понимание темы: пока человек один, вот вообще один, он выживает, как может, его знаниями становится его опыт, он не ограничен ничем и никем. Допустим, человек не один. С этого момента, чтобы выжить необходим опыт взаимодействия с другими людьми. Появляются правила сосуществования в обществе и появляются “пастухи” общества. На них ложится ответственность за выживание определенного сообщества. И тут уже появляются и воспитывающие, и карающие способы. Ну и вера , безусловно, всегда играла очень важную роль в обществе, как положительную, так и отрицательную в случае фанатизма и нетерпения. Вера- это и страх наказания, это и ожидание чуда, это зона безусловной… Read more »
Я сам верующий, и для меня нарушить священный закон, это табу. Мое мнение таково: если человек не хочет верить и жить по священным уставам, то это его право, а заставлять верить в то или иное существование мы не в силах. Вера у каждого своя, кто-то верит в ангелов хранителей, кто-то в инопланетян, но отрицать его веру мы не можем. Ведь она имеет право на жизнь, пока нет, каких либо фактов на ее отсутствие.