Люди в группе более склонны к нарушению собственных моральных стандартов и ведут себя не так, как они обычно действуют наедине — сообщается в результатах нового исследования, проведенного учеными из Массачусетского технологического института (MIT).
Автор-гость: Елена Александрова
Исследователи связывают этот феномен с несколькими факторами. Прежде всего, считают ученые, когда люди являются частью группы, они чувствуют себя более анонимными, и существует меньшая вероятность быть пойманным или наказанным за нарушения. То есть, в коллективной деятельности утрачивается ощущение личной ответственности за содеянное. Также ученые выдвинули гипотезу о том, что нарушение индивидуальных моральных принципов может происходить из-за того, что находясь в группе, люди “теряют связь с собственной моралью и убеждениями.”
“Хотя люди проявляют сильные предпочтения в отношении вредоносных действий и моральных запретов, во многих контекстах, их приоритеты меняются, когда есть мы и они” — говорит Ребекка Саксен, доктор философии, адъюнкт-профессор когнитивной неврологии в MIT.
“Группа людей часто принимает участие в действиях, противоречащих личным моральным нормам каждого человека в этой группе, обычно достойные личности меняются в тех, кто совершает грабежи, вандализм или даже физическую жестокость”.
Для изучения этой проблемы исследователи проанализировали деятельность в медиальной префронтальной коре (medial prefrontal cortex) — части головного мозга, которая отвечает за самоосознание, сложные когнитивные и поведенческие реакции.
Авторы исследования разделили участников эксперимента на две группы. Одна из них принимала участие в соревнованиях группами, а другая боролась индивидуально.
Как оказалось, у тех участников эксперимента, которые принимали в групповом соревновании, активность данного участка мозга была меньше, по сравнению с испытуемыми, которые соревновались в индивидуальном порядке. Иными словами, степень самоосознанности снижалась у участников в группе.
Также, испытуемые, у которых была выявлена низкая активность в медиальной префоронтальной коре, с большей вероятностью могли травмировать своих соперников в процессе эксперимента.
“Этот отдельно взятый процесс не учитывает межгрупповые конфликты: группы также способствуют анонимности, уменьшают личную ответственность, а также поощряют рефрейминг вредных действий, тем не менее, эти результаты позволяют предположить, что по крайней мере в некоторых случаях, четкие рассуждения о своих личных моральных стандартах могут помочь ослабить влияние менталитета толпы”, — утверждает ведущий автор исследования Мина Сикара, доктор философии Массачусетского технологического института.
Интересным является то, что Сикара начала исследования в этой области после того, как она, вместе с мужем, посетила матч по американскому футболу на стадионе команды “Янки”, где фанаты из толпы постоянно упрекали ее мужа за его кепку Red Sox (эта кепка принадлежала болельщикам команды соперника). Увидев такую бурную реакцию в отношении ее мужа, Сикара решила забрать у него кепку и надеть ее на себя, надеясь, что фанаты стихнут, учитывая то, что она — женщина. Однако этого не произошло. Данное событие произвело большое впечатление на исследовательницу, и она решила изучить менталитет толпы.
“Это был действительно удивительный опыт, потому что я поняла, что я превратилась из обычного человека, в их понимании, в члена нации Ред Сокс. И то, как люди ответили мне, и то, как я чувствовала себя, отвечая им, изменилось вследствие этого визуального сигнала — бейсбольной кепки”, — говорит она.
“Как только вы начинаете испытвать атаки от имени вашей группы, хотя вы имеете к этому произвольное отношение — это заставляет вас изменить свою психологию”.
Сикара надеется продолжить свои исследования в будущем, изучая, почему некоторые участники подвергаются воздействию группы значительно больше других и почему люди тратят больше времени на то, чтобы найти себя на групповом фото, после того как они окунулись в групповую активность.
Прочтите также:
Share this article
CommentsКомментарии ( 0 )